Изображение к статье

Смена привычек помогла бы справляться с глобальными вызовами

Современное сельское хозяйство имеет глобальный характер – разрывы производства в одной стране приводят к колебаниям в других странах. Украина – среди крупнейших в мире экспортеров зерновых и масличных продуктов. Война в Украине продолжается уже больше двух месяцев, она влияет на сельскохозяйственную отрасль во всем мире, в том числе в Латвии. Неопределенность и возможный дефицит продуктов питания приводят к размышлениям – как производить больше меньшими ресурсами, более дружественно для среды и климата и как надо меняться нам самим?

Раймондс Митиньш, сельскохозяйственный эксперт Swedbank

Как и другие сферы, сельскохозяйственный сектор в этой геополитической ситуации переживает большую неясность – какой будет цена на топливо, что будет с доступностью удобрений, которые раньше поступали из России и Беларуси, и что случится с ценами на зерновые осенью? На эти вопросы ни у кого нет четкого ответа. В то же время на этот сезон большая часть латвийских фермеров себя обеспечила основным сырьем. Если погодные условия этого года нас не удивят, то мы сможем произвести продукты на уровне предыдущего года, однако если смотреть уже на следующий год, то тут полно неясностей. Регион Черного моря, производящий зерновые, в этом году окажет огромное влияние на объем и цены продовольствия, поэтому стоит начинать думать не только о том, как производить больше на имеющихся площадях, но и где и как использовать все произведенные продукты питания, в том числе нестандартные овощи – кривые огурцы, негабаритную морковь или мелкий и неровный картофель.

Несмотря на большое удорожание сырья, если бы сейчас производители зерновых зафиксировали нынешние цены на зерно, то этот год мог бы быть очень доходным. Да, расходы на минеральные удобрения будут больше, однако высокие цены на зерно при средне хорошем урожае все это компенсируют с лихвой. Конечно, при такой высокой инвестиции очень важно обеспечить засев, чтобы непредвиденные погодные условия не принесли неприятных сюрпризов. Если для переработчиков молока цена не слишком благоприятна, то для его производителей все сейчас наоборот. Цена близка к среднеевропейской цене, она составляет 0,40–0,50 EUR/л, а раньше долгое время была ниже на 0,07–0,10 EUR/л. Для скотоводов большой вызов – цены на корм для скота и соответствующие добавки, которые имеют тенденцию все время возрастать. Если для представителей зерноводства прирост цен благодатен, то для производителей молока повышение цены на зерно – это увеличение расходов, которое сейчас еще компенсирует прирост цены на молоко.

Производить более зеленым образом, но больше и не так расточительно

Геополитическая ситуация многих, в том числе фермеров побуждает думать о том, как жить более независимо. Кто-то предпочитает устанавливать солнечные панели, чтобы уменьшить зависимость от цены на газ, кто-то задумывается о том, как можно производить энергию в стране, где нет годных ископаемых, а для фермеров это возможность подумать о том, как производить больше на имеющихся площадях и как это делать меньшими ресурсами.

Недаром говорят, что каждый кризис – это и время новых возможностей.

В сельском хозяйстве это время для того, чтобы не только подумать о своей эффективности, но и бонусом еще сделать это более дружественно для среды  и климата. Ясно, что мы и так не можем долго жить, как раньше, поскольку природные ресурсы имеют свои пределы и нам самим хочется, чтобы наши дети могли гордиться тем, какие мы решения принимали и что после себя оставили. Чтобы уменьшить дефицит продуктов питания в мире, надо менять мышление и привычки, например, меньше выбрасывать продуктов питания, способствуя их переработке и утилизации. Надо думать над тем, как поменять свои привычки в то время, когда ресурсов может быть недостаточно. Украинские крестьяне были и остаются среди пяти крупнейших в мире экспортеров зерна, но из-за военных действий они не могут полноценно обрабатывать поля, не говоря уж о логистике товаров без помех. Поэтому надо думать, как компенсировать дефицит зерновых, который рано или поздно возникнет.

Конечно, чтобы его компенсировать, латвийским и европейским производителям зерна надо произвести больше. Европа уже отпустила вожжи зеленого курса и озеленения с целью увеличить объем производства. Хозяйства сейчас могут не соблюдать обязательные требования озеленения 5% от общей площади. В то же время количество людей в мире возрастает, и давление на сельское хозяйство с тем, чтобы оно производило больше, никуда не исчезнет. Сделать это можно, только ведя хозяйство «зеленее».

Чтобы это давление выдержать, нам надо уладить простые вещи, например,

  • вывоз отходов,
  • сферу логистики, которая создает наибольшее загрязнение природы,
  • понимание покупателем того, что питательная ценность, вкус и запах сельскохозяйственных продуктов не уменьшаются от того, что они нестандартные.

Если все это привести в порядок и устранить недостатки, уменьшится и давление на сельскохозяйственную отрасль, поскольку ресурсы будут расходоваться рациональнее. Условия для всех стран одинаковые, в то же время у Зеленого курса для Латвии есть свои преимущества. Мы уже являемся одной из самых зеленых стран Европы, мы потребляем минеральных удобрений и средств защиты растений на один гектар на одном из самых низких уровней в Европейском союзе. В то время как другим странам потребуются время и ресурсы, чтобы приспособиться, мы можем усилить свою роль на общем рынке.

Мировые события побуждают к смене мышления

Мы в Латвии выращиваем и можем обеспечить население такими продуктами широкого потребления, как картофель, репчатый лук и морковь. Сегодня в магазине и на складе латвийского крестьянина эти продукты доступны, однако на полках супермаркета есть картофель из Швеции, огурцы и капуста из Испании, морковь из Португалии и Италии, а репчатый лук из Нидерландов, Перу и Франции. Как бы абсурдно это ни звучало, в 2021 году самыми экспортируемыми из Латвии овощами были картофель, репчатый лук, морковь и капуста, однако больше всего импортировалось также картофеля, репчатого лука, моркови и капусты.

Не является ли нецелесообразным, что мы продаем другим странам то, что сами потом стараемся ввозить для своих потребителей?

Не говоря уже о гигантском вреде, который практика такого бизнеса причиняет окружающей среде – когда происходит обработка, расфасовка и транспортировка из одной страны в другую вместо того, чтобы потреблять сразу на месте.

Подобное взаимодействие импорта и экспорта той или иной производимой культуры создает условия для колебаний цен. Речь вот о чем. Чем больше того, что выращено, оставим на местном рынке, заменив такие же импортные товары, тем меньше цены на глобальных рынках меньше будут влиять на нас и мы сможем намного стабильнее планировать свою повседневную жизнь.

Большое потребление импортных фруктов, ягод и овощей в зимний период нашей страны указывает на привычку людей и их желание это потреблять. То, что на полках магазинов круглый год независимо от сезона фруктов, ягод и овощей доступны вишня, дыни, ананасы, клубника, апельсины, авокадо, цветная капуста и т.п., определяет потребительский спрос. Поменяв привычки и заменив перечисленные продукты местными или ввозимыми из ближних стран, мы сэкономили бы на топливе, упаковке, теплоэнергии, электроэнергии, человеческих ресурсах, что оказало бы огромное влияние на местную экономику, да и окружающая среда и климат были бы благодарны.

Накормить земной шар более полезно и устойчиво

Накормить мир значит, чтобы люди могли прожить и не были голодными. Но это еще значит, что надо съесть все, что выращено. До 2050 года в мире надо увеличить производство продуктов питания на 60%, однако нам надо работать над тем, чтобы прокормить мир с меньшим расходованием ресурсов.

Правда в том, что сегодня мы производим, обрабатываем, расфасовываем, распространяем и потребляем свое продовольствие расточительным и безответственным образом.

Примерно третья часть произведенного во всем мире продовольствия для потребления людей выбрасывается. Мы говорим приблизительно о 1,3 миллиарда тонн продовольствия, которое выращивается совершенно бессмысленно. Латвийский житель – тоже не исключение: каждый из нас в течение года в отходы выбрасывает не менее 100 кг выращенной фермерами продукции. Это неприемлемо, и нам надо меняться.

Нецелесообразное расходование продовольствия в основном происходит в развивающихся странах, но с улучшением инфраструктуры и увеличением инвестиций в производство, сбор, хранение и переработку урожая этого можно избежать. В свою очередь, продовольственные отходы – это проблема в основном в промышленно развитых странах, где розничные торговцы и потребители выбрасывают хорошие продукты питания. В Европе и Северной Америке один потребитель ежегодно производит около 100 кг отходов. В Африке и азиатском регионе потребитель в год выбрасывает лишь примерно 10 кг продовольствия. Если сэкономить хотя бы часть растраченного впустую продовольствия, нам больше не пришлось бы производить на 60% больше и создавать столь большое давление на среду и климат с соответствующими ограничениями. Тогда бы не пришлось вводить и бесчисленные ограничения для фермеров.

Если бы мы уменьшили бесцельное расходование и потери продовольствия на 25%, в мире ежегодно мы могли бы накормить примерно 500 миллионов человек. Наше направление к более полезному и устойчивому расходованию продуктов питания дало бы ряд преимуществ для нашего здоровья и здоровья окружающей среды. Поэтому вести хозяйство умнее – это не просто «требование сверху», а вполне здравая мысль, которая поможет нам не только жить в лучшей среде, но и вести хозяйство эффективнее для собственного благополучия.