Как изменилось латвийское сельское хозяйство за последние десять лет
Я прекрасно помню свой первый рабочий день в Swedbank десять лет назад. Тогда фермеры удивлялись, что я - аргоном по профессии - буду делать в банке. За это время многое изменилось, и сегодня, встретив в банке эксперта по сельскому хозяйству, никто уже не удивляется. За эти десять лет, несмотря на непростые вызовы, латвийские хозяйства стали крепче, выросла эффективность, пришла автоматизация, а у руля многих хозяйств встало молодое поколение фермеров.
Swedbank всегда был пионером в развитии сельскохозяйственного направления в банковском секторе. Моей главной задачей было построить «мост» между банком и фермером, сделать так, чтобы цели и условия сотрудничества были понятны обеим сторонам. Мы создали основательную экспертизу сельскохозяйственной сферы, став партнёром по практическим, консультационным и финансовым вопросам не только для тех, кто работает в сельском хозяйстве, но и для министерств и организаций отрасли.
Быть мудрым хозяином на своей земле
Многие латвийские хозяйства за эти годы существенно развернули свою деятельность, некоторые из них увеличили свои объёмы более чем в два раза. Каждый год происходит консолидация сельскохозяйственных земель, это неизбежный процесс. Крупные хозяйства становятся еще больше и эффективнее, а маленькие все чаще предпочитают продать или сдать свою землю в аренду, особенно, если нет следующего поколения, которое хотело бы продолжить начатую работу.
Кроме того, фермеры стали больше считать, что очень радует. Десять лет назад тоже были хозяева, которые все тщательно просчитывали и за всем следили, но сейчас таких стало гораздо больше. Большие зерноводческие хозяйства, обрабатывающие по 800-1000 га, должны все тщательно планировать, чтобы быть эффективными. По моим наблюдениям, у средних хозяйств, обрабатывающих 200-400 га, денег на счете порой бывает больше, чем у крупных хозяйств (1000 га и больше), потому что огромную роль играет умение хозяина планировать и считать. Успех и хорошие результаты зависят от каждой мелочи, когда ты четко знаешь все свои поля и сорта, знаешь, где, что и сколько посеяно. Главное условие мудрого и успешного хозяйствования заключается в том, все должно быть сделано вовремя, именно тогда, когда это нужно. Если у хозяина с 1000 гектарами не хватает рабочих рук и «железа», то высока вероятность того, что он чего-то не успеет - слишком поздно засеет, припозднится с обработкой или применит минеральные удобрения в засушливую погоду. Тогда и результат получается не столь блестящим, как хотелось бы, и хозяин из года в год никак не может выбраться из этого неблагоприятного цикла. Противоположную тенденцию я наблюдаю в молочной отрасли - тут, правда, определяющим является объём, и более высокую эффективность демонстрируют именно крупные хозяйства, но любом случае в основе всего лежит высококачественный корм, генетика, микроклимат и хорошее содержание животных.
Есть тенденции, которые действительно радуют: молодое поколение оценило выгоды фермерства и все чаще выбирает остаться или вернуться в хозяйство своих родителей, по сравнению с ситуацией 10-15 лет назад.
Средний возраст фермера в Латвии на сегодняшний день составляет около 55 лет. Все чаще я вижу, как дети фермеров гордятся тем, что сделали их родители, они понимают, которую ценность представляет собой земля. Если семья владеет 500 гектарами в Видземе стоимостью примерно 8-9 тысяч евро за гектар, молодёжь понимает, сколько стоит сама земля, а также техника и инфраструктура - сушилки, ангары и т.д. У молодых людей, как правило, лучше развито бизнес-мышление, у них есть желание работать эффективнее, четче и дружественнее по отношению к окружающей среде. Они анализируют и учатся у лучших, к тому молодые быстрее осваивают современные технологии, которые идут рука об руку «зеленым» и дружественным окружающей среде ведением хозяйства.
Не могу не упомянуть и о том, что за эти 10 лет и банк, и фермеры учились, в том числе, и у кризисов. Когда в 2014-2015 гг. случился «молочный» кризис, я индивидуально обращался к молочным хозяйствам с вопросом, не нуждаются ли они в средствах для преодоления кратковременных финансовых трудностей. Это был абсолютно новый подход к финансированию сельского хозяйства, который показал, что мы остаемся рядом в любые времена. Это профессиональный долгосрочный подход - мы не смотрим, как обстоят дела сейчас, а смотрим, как вместе преодолеть этот финансовый кризис и жить дальше, поддерживая друг друга в напряжённые моменты. Понятно, что у крестьянина земля никогда не будет стоять пустой. Он в любом случае засеет поля, а это означает, что в следующем году у него снова будет оборот и денежный поток. Именно поэтому в сельском хозяйстве было меньше всего банкротов во время кризиса. Это была самая стабильная отрасль, которая вышла из кризиса «сухой», сохранив в большинстве случаев оборот и доходы.
Еще одна тенденция, которая настигла уже многие отрасли - это нехватка человеческих ресурсов. На селе с этим ещё сложнее, особенно в молочной отрасли, так как очень сложно или даже невозможно получить такую специальность, как дояр или, как сейчас говорят, оператор машинного доения. Эмиграция жителей Латвии десять лет назад очень больно ударила по молочной отрасли, и, по сути, здесь есть только одно решение - роботизация и автоматизация производства. Первые роботизированные фермы в Латвии появились примерно семь лет назад, сейчас же мы видим, что уже во всех проектах модернизации фермеры выступают с планами роботизации. В наших эффективных молочных фермах автоматизировано абсолютно всё – подача, дозировка и смешивание корма, кормление по группам, доение и чистка фермы. В хозяйстве на 1000 коров круглосуточно работают примерно два человека, которые в основном следят за механизмами «молочной фабрики». Лет 10 назад, чтобы справиться со всей этой работой, на такую ферму требовалось не менее 10 человек и 5 единиц техники.
Компетенции и региональные представительства позволили стать ближе
За 10 лет кредитный портфель Swedbank в сельском хозяйстве вырос более чем в десять раз. В 2011 году кредитный портфель отрасли состоял примерно из «надцати» хозяйств. Сегодня мы финансируем и сотрудничаем с более чем 500 сельскохозяйственными предприятиями разного размера, при этом число хозяйств и объёмы финансирования год от года неуклонно растут.
Мы всегда хотели быть ближе к первичному производителю, к фермеру, и я понял, что для этого нам нужна региональная сеть сельскохозяйственных менеджеров. Фермер - это предприниматель, у которого нет возможности по пути заскочить в офис банка, поэтому банковский работник должен прийти к нему. За эти годы я научил менеджеров в регионах разбираться в вопросах отрасли и понимать, что и когда может понадобиться нашему клиенту. Сегодня я могу гордиться тем, что в каждом крае нас считают профессионалами своего дела и с удовольствием приглашают на беседу.
В 2012 году Swedbank создал центр компетенции сельского хозяйства, затем эта инициатива переросла в сессии стратегического планирования отрасли, простираясь за пределы страны - в Балтии и Скандинавии, где мы углубленно анализируем рынок отрасли, ее будущие тенденции и потенциал. Мы понимаем потребности и специфику небольших хозяйств, поэтому в 2019 году мы расширили команду экспертов и начали предоставлять сельским предпринимателям консультации по телефону, оказывая еще большую поддержку и став еще доступнее.
Заглядывая в следующее десятилетие: способность адаптироваться, ниши и все «зеленое»
У каждого фермера, по сути, уже есть своя сформировавшаяся база, и изменить что-то кардинально весьма сложно. То, что фермер может сделать, - это подстроиться под изменчивую среду и обстоятельства. Каждый хозяин должен знать, как он будет реализовывать выращенный урожай, поэтому очень большое значение имеет сотрудничество с кооперативами и трейдерами для сбыта продукции.
В будущем обязательно нужно думать об образовательной системе, о том, как привлечь в отрасль больше молодежи. Это одна из причин, почему я девять лет назад решил принять участие в проекте Латвийского сельскохозяйственного университета и помогаю молодому поколению фермеров понять, как банк оценивает сельскохозяйственный бизнес или проекты. Сегодня я вижу, что у нас нет качественной учебной программы для операторов тракторов и комбайнов, что может привести к дефициту этих специалистов в будущем. Сегодня эти специалисты должны иметь также определенные знания в сфере ИТ, так как все современные мощные тракторы полностью компьютеризованы. Для точного посева, опрыскивания и рассеивания минеральных удобрений используются координаты GPS, что позволяет сделать все с точностью до нескольких сантиметров, и это требует знаний совершенно иного уровня.
Как и везде, в отрасль все стремительнее приходит всё «зеленое» и дружественное среде. Чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений, остановить глобальное потепление и предотвратить риск экологических катастроф, мы должны хозяйствовать устойчиво и с заботой об окружающей среде. Сельское хозяйство - это, несомненно, та отрасль, которой нужны умные головы, четкие правила и современные технологии, чтобы сократить выбросы CO2 и SEG.
Более «зеленое» сельское хозяйство открывает также новые возможности, позволяя развивать нишевые продукты с высокой добавленной стоимостью, а также создавая более широкое биологическое разнообразие и потенциал для бизнеса. Но тут вопрос в том, как реализовать выращенную и произведенную продукцию? Для этого нужно найти перспективный продукт с хорошим потенциалом. Попытки выпустить такие нишевые продукты в Латвии уже были. Пока таких ярких примеров как Nokia у нас нет, но я уверен, что у наших фермеров есть для этого все возможности, так как наша страна находится в очень благодарном месте как с климатической, так и с географической точки зрения. Хотелось вы верить, что мы не переусердствуем с «зеленым» курсом, и через десять лет объём используемой в сельском хозяйстве земли составит не менее 2 миллионов га, а общий урожай зерновых приблизится к 4 миллионам тонн. С уверенностью могу сказать, что в молочной отрасли, несмотря на сокращение небольших хозяйств и общего поголовья коров, средний надой на одну корову превысит 7 тыс. кг в год, а общий объем молока перевалит за 1 млн кг. Рост эффективности производства непременно будет способствовать развитию перерабатывающих комплексов и кооперативов в масштабах Балтии. И здесь речь идет не только о молочной отрасли, но и о предприятиях по переработке зерна, овощей и фруктов, производителях и всех, кто создает добавленную стоимость. Я уверен, что латвийское сельское хозяйство в будущем имеет огромный потенциал развития.