Dadsons: шаг за шагом – но не слишком медленно!
SIA «Dadsons» является семейным предприятием с более чем 22-летним опытом работы в сфере переработки и экспорта древесных материалов. О новом шаге в его развитии, открытом недавно современном производстве деревянных домов, о выдвинутых целях и о том, как их помогает достигать выделенная Swedbank кредитная линия, рассказывает владелец предприятия Айварс Силиньш.
Всегда важно видеть цель
Предприятие Dadsons основано в 1997 году. «Мой бизнес-партнер, зять, – нидерландец, который обосновался в Латвии и решил начать здесь свою предпринимательскую деятельность. После обдумывания, что может предложить Латвия и что нужно Нидерландам, был выбран экспорт древесных материалов. В Нидерландах была создана материнская фирма Dadson Tradings, а в Латвии – ее дочернее предприятие SIA “Dadsons”. Нидерландская фирма осуществляла сделки купли и продажи, а латвийское предприятие оказывало сервисные услуги. Через пару лет нидерландское предприятие ввиду различных обстоятельств потеряло интерес к этому бизнесу, однако мы решили его продолжить».
В течение 22 лет Dadsons накапливало опыт, росло и развивалось, став из импортера и экспортера древесных материалов в их переработчика и производителя. Первым производимым предприятием нишевым продуктом стали соответствующие стандартам экспортного рынка стеллажные доски. Позже в ассортименте к ним добавились и другие продукты – клееные конструкции, высококачественная древесина лиственницы и продукция с добавленной стоимостью: строганные, калиброванные, матовые и окрашенные древесные материалы.
Экспортные рынки предприятия расширились от Нидерландов до Великобритании, Ирландии, США и даже Малайзии.
Предприятие долгие годы использовало услуги аутсорсинга, предлагая ввозимый из России древесный материал деловым партнерам в Латвии, которые производят заказанную продукцию. Айварс Силиньш признает, что этот концепт оказался очень успешным и предприятие его использует до сих пор, однако наступил момент, когда возникло желание сделать новый шаг в развитии: «Вроде бы все было хорошо – спокойная жизнь, никакого стресса. Но наступает какой-то переломный этап, когда понимаешь – ты понемногу соскальзываешь в рутину и начинаешь деградировать. До конца жизни делать одно и то же – для меня это было бы слишком скучно. Мне всегда важно видеть какую-то краткосрочную цель. Так интереснее жить! В 2018 году мы решили приобрести собственное производство в Амате и начать производить деревянные дома».
Производить то же самое, но эффективнее
На решение производить деревянные дома повлияло совпадение ряда обстоятельств. «Мы поставляли материал похожим производствам. Посещая их, я часто задумывался о том, почему вот тут так, а не так, может, лучше было бы так… И мы поняли, что тот же продукт можно было бы производить эффективнее. Одним из фактором было и то, что в Нидерландах очень развита культура летних и садовых домиков: у каждого голландца рядом с домом должен быть какой-нибудь деревянный домик, и они время от времени их покупают. Объем этого рынка громаден. В Латвии производство домов такого типа пока что не так хорошо развито, как в Эстонии и Литве», – поясняет Айварс Силиньш, указывая, что цель предприятия – за пять-шесть лет в Амате создать современный завод с эффективным производством.
Новое производство начало работу 1 января 2020 года.
«Перед этим полгода трудились архитекторы, поэтому мы могли начать сразу производить первые дома. Все происходит современно и быстро: архитектор рисует проект, согласовывает его с заказчиком, и производственный процесс может начинаться», – рассказывает предприниматель.
Dadsons предлагает ряд стандартных модулей современного дизайна, которые можно производить очень быстро, а самые простые – даже за несколько часов. Принимаются и индивидуальные заказы. С начала деятельности реализовано уже около 600 различных проектов, среди них – и офисное здание из деревянных панелей на 10 полностью оснащенных рабочих мест. Все эти проекты легко устанавливать, они функциональны и удобны – к тому же из полностью натурального материала, со столь приятным для пользователя запахом дерева.
«В первый год деятельности наш оборот в сегменте деревянных домов составлял примерно 1,4 миллиона. В этом году мы планируем повысить его до двух миллионов, производя до 200 домов в месяц. Мы уже немного притерлись на рынке, покупатели и дилеры уже начинают нас узнавать, но нам еще надо поработать над своим брендом – DS Houses», – признает Айварс Силиньш.
Эффект домоседства
Как на деятельность предприятия и открытого недавно производства повлияла пандемия Covid-19, с которой приходится уживаться до сих пор? «Весной прошлого года рынок затормозил, и какое-то время царила неизвестность. На “старый Dadson”, как мы его называем, коронавирус произвел известное впечатление, однако вместе с тем больше времени и энергии мы могли уделять новому сегменту, где дела повернулись для нас очень благоприятной стороной: люди сидят дома, у них внезапно появляются свободные время и деньги, ведь путешествовать и развлекаться нельзя. Но они могут выбрать летний домик в интернете, заказать его и потом сами же сложить. Поэтому рынок деревянных домов в прошлом году бы очень активным, таким остается до сих пор», – рассказывает предприниматель.
Приспосабливаясь к новой реальности, Dadsons создало особое предложение – компактный элегантный мини-офис, который можно установить на приусадебном участке.
«Во время пандемии одна из крупнейших проблем для семей, которые вынуждены оставаться дома, – нехватка раздельных пространств», – говорит Айварс Силиньш. – «Родители должны работать, говорить по Зуму, но тут же бегают и шныряют дети… И нам пришла в голову идея – создадим мини-офис! Не надо никакого строительного разрешения – сложи такой маленький деревянный куб у себя в саду, и можешь работать без помех. Если через какое-то время он больше не понадобится для работы, можно превратить его в беседку или склад для инструментов, поскольку в модели легко заменять панели».
B2B на латвийском рынке
В основе экспортного рынка производимых деревянных домов – Нидерланды, в которых местные дилеры продают продукцию и в Бельгию и Германию. Интерес также проявили Франция и Италия, с которыми Dadsons в этом году может начать сотрудничество.
«Вначале мы думали производить товары только на экспорт, однако оказалось, что спрос на наши деревянные дома есть и в Латвии», – рассказывает Айварс Силиньш. – «В прошлом году из произведенной нами продукции здесь осталось примерно 10%, и мы прогнозируем, что в этом году на местном рынке уже реализуем около 25%. Мы всегда были активными в нише B2B, или business-to-business, а прошлым летом я начал переговоры с двумя местными компаниями, которые занимаются установкой деревянных домов. Раньше они покупали их в Эстонии и Литве, но, узнав про нас, поняли, что сотрудничество с местным производством имеет ряд преимуществ: меньше транспортные расходы, один язык, быстрее и проще сервис – если случается какая-то техническая помарка, мы из Аматы можем доставить нужное за пару часов. Благодаря этому новому сотрудничеству в наших планах на март уже около 30% производственных мощностей предназначены для местного рынка. Мы думаем, что в течение года это число немного выровняется, но я в любом случае за то, чтобы больше производимого нами оставалось здесь, в Латвии».
Время не ждет
Предприятие Dadsons является клиентом Swedbank с самого своего основания. «До кризиса 2008 года наше сотрудничество было очень интенсивным, мы использовали и кредитные линии», – рассказывает предприниматель.
– «После кризиса, когда мы потерпели значительные убытки и обязательства перед банком выполнять было очень трудно, мы себе пообещали – больше никогда! Однако прошло время, мы успешно развивались, и после приобретения производства, которое полностью финансировали мы сами, у нас возникла необходимость в оборотных средствах. Мы бы могли их получить, развиваясь, однако мы понимали, что с поддержкой банка развитие будет стремительнее. Ведь наша стратегия – меньше людей, более эффективное оборудование, а связанные с оборудованием расходы большие и деньги нужны сразу. Так в 2020 году мы заключили договор о кредитной линии в размере 400 000 евро. В марте мы продлим договор и, может быть, на сумму больше. Вкладывая только свои средства, мы бы шли намного медленнее и, придя к цели, возможно, поняли бы, что уже опоздали – что время шло вперед быстрее нас и что теперь актуальнее уже другие цели. Ведь время никого не ждет».
Целеустремленность и долгосрочное партнерство
На вопрос об условиях успеха предпринимательской деятельности Айварс Силиньш отвечает: «Целеустремленность. Интуиция. Знания. Учиться никогда не поздно. Например, я сам сейчас осваиваю эффективное производство, ведь сегодня мы не можем конкурировать с другими, если не развиваем эффективное производство. А руководить заводом с 30 работниками – это совсем другой опыт, чем тот, что у меня был, когда я работал с коллективом из семи-восьми человек».
Предприниматель признает, что одним из гарантов успеха несомненно является долгосрочное партнерство.
«Наши главные деловые партнеры – и поставщики сырья, и покупатели продуктов – все эти 22 года не менялись. Мы все еще сотрудничаем с латвийской фирмой, у которой купили самый первый груз, и она по-прежнему продолжает поставлять нам высококачественный продукт. Благодаря такому длительному партнерству нам доступен очень качественный древесный материал из России – в Латвии его трудно приобрести, поскольку качество местной древесины ниже. И в эти времена, когда мы сами больше не можем путешествовать, этот поток грузов с древесным материалом не остановился. А жизнь доказала, что все дела, которые раньше улаживались очно, успешно можно уладить и дистанционно, к тому же с экономией времени. Надеюсь, что не откажемся от этого и в будущем».
И, конечно, важно найти свою нишу, создавать конкурентоспособный продукт с добавленной стоимостью, всегда искать новые идеи и продолжать развиваться. «Как говорят англичане – step by step», – улыбается Айварс. – «Шаг за шагом – но не слишком медленно!»